Супермото (англ. Supermoto) один из самых молодых видов мотоспорта, зародившийся в 1979 году в США. Причиной его зарождения стал телеканал ABC’s Wide World of Sports, задумавший новое телешоу для своих телезрителей. Цель шоу была в выявлении самого быстрого и наиболее универсального мотогонщика (superbiker) среди разных дисциплин (мотокросс, трек, драг и т.п), но при условии что мотоцикл будет на всё про всё один! Чтобы мотивировать гонщиков и конструкторов, им пообещали свыше 20 миллионов зрителей аудитории телеканала. В следствие новизны такой дисциплины мотоспорта небыло известно какой тип мотоцикла подойдет лучше всего к таким испытаниям, и вначале на трэке можно было увидеть даже Харли-Дэвидсон (причем не на самом последнем месте). В результате боевых испытаний на этих гонках и был определен наиболее эффективный в подобных условиях тип мотоцикла — легкий кроссовый моноцилиндр с широкими колёсными дисками и усиленными тормозами. Который разгонялся на прямой до 160 км/ч, спокойно мог прыгать на трамплинах и не терял темпа на грунте. Шоу это продолжалось до 1985 года, было проведено пять полноценных гоночных сезонов, после чего интерес к дисциплине стал угасать и оно кануло в лету. Да, шоу было забыто, но уникальный опыт полученный на этих соревнованиях и уникальные характеристики созданных в этот промежуток времени мотоциклов не остались незамеченными и по другую сторону земного шара, где движение Superbikers было подхвачено французскими энтузиастами несколько лет спустя по окончанию передачи. Мотоциклист по-французски — «motard», соответственно и название «супермотоциклист» французы переиначили на свой лад — «Supermotard», под которым оно и закрепилось в истории.
Как правильно — «супермото» или «супермотард»? Часто возникают споры о том, как правильно называть этот вид спорта и мотоциклов — «супермото» или «супермотард»? Преобладает следующая точка зрения — «супермото» называют вид спорта и соревнований (и иногда сам класс мотоциклов, так как это название нейтрально с интернациональной точки зрения), а «супермотард»-ом кличут каждый отдельный мотоцикл, принадлежащий к классу супермото. По аналогии со «спортбайком», «эндуро» и тп.
Европейский вклад Во Франции, с ее развитой системой извилистых дорог департаментального значения, движение супермото быстро завоевало популярность и оттуда мода начала расползаться по Европе. Так как заводских супермотардов на тот момент не существовало в природе, единственным способом завладеть супермотадом была его постройка. Так как движение по-началу было чисто любительским, то в качестве доноров выбирались кубатурные эндуро и кроссачи типа Honda CR500, Kawasaki KX500, Honda XR600R, Yamaha XT\TT600, Suzuki DR600, KTM LC4 620 и им подобные. Так как на мотоцикле ездили каждый день, то нужна была надежность и чистокровные кроссовые мотоциклы особой популярностью при переделках не пользовались в виду их низкого ресурса. Первый чемпионат по супермото под вывеской Guidon d’Or (Золотой руль) оффициально состоялся в 1991 году во Франции, под Парижем, на трэке под названием Carole. После чего чемпионат стал проводиться каждый год, всё больше и больше набирая обороты. В 1993 году гонки в классе супермото уже широко освещались по телевидению, а страны-соседи (Италия, Испания) во всю следили за ходом гонок по телевидению и из прессы. Французские супермотардисты обрели определенную популярность!
С ростом уровня чемпионатов начало наблюдаться четкое разделение в классе на утилитарные супермотарды, пригодные для эксплуатации в качестве основного мотоцикла, спортивные супермотарды с ресурсом мотора исчисляемого часами и не оборудованные оптикой, и мотоциклы стилизованные под супермотард (но по совокупности характеристик супермотардом особо и не являющиеся). Гонка вооружений в погоне за «Золотым Рулём» и отсутствие на рынке заводских конкурентноспособных супермото вынуждало команды проявлять чудеса изобретательности, рождая порой натуральных монстров (или Франкенштейнов), сочетающих в себе агрегаты от производителей со всего мира.. К слову, первым заводским супермотардом считается Gilera Nordwest, которая была выпущена в 1991 году и представляла из себя тяжелый моноцилиндр на литых колесах от спортбайка, предназначенный прежде всего для езды по асфальту. Это был смелый эксперимент, но особой популярности на то время не сыскал, да и к гонкам был абсолютно непригоден. В гонках-же рулили самодельные супермотарды-прототипы на базе Yamaha, Husqvarna, Borile, Honda, KTM и тп. Особого разнообразия небыло, приходилось выбирать или между 500сс двухтактным мотором от Хонды или Кавасаки, 600сс Ротаксом и мотоциклами на его базе (тот-же Borile), и моторами-воздушками от Хонды и Ямахи, с которых ухитрялись снимать значительную мощность. Не брезговали и изготовлением своих рам, так как рамы внедорожных мотоциклов не справлялись с нагрузками на асфальте.
Ближе к середине 90х европейские производители оффроад-мотоциклов уже вывели выигрышную формулу супермотарда, и в рядах серийных мотоциклов появились успешные модели от КТМ, ССМ, Husaberg, Husqvarna. Японская четверка не приняла в серьез это направление и просто-напросто его игнорировала, что послужило толчком к возникновению небольших европейских фирм (таких как Monnier в Швейцарии и Dall'ara в Италии), которые занимались переделкой японских эндуро и кроссачей в супермото, и оформляя их как свою марку. Эти фирмы существуют и до сих пор, несложно догадаться почему.
Экспансия европейского супермото докатилась и назад до США, где в 2003 м году, 18 лет спустя после забвения, заново стартовал чемпионат по супермото под эгидой AMA и Supermoto Canada. Сейчас американское супермото-коммьюнити ни чем не уступает европейскому, американец Джефф Вард даже ухитрился выиграть «Золотой Руль» в 2007 году.
Раз уж затронули тему Европа-Америка, то стоит отметить и национальные различия в проведении супермото-чемпионатов. Европейское супермото характерно б0льшей асфальтовой секцией с частыми поворотами, в отношении 70% асфальта к 30% грунта, в то время как американское супермото известно своей оффроад-секцией, которая легко может перевалить за 50% относительно асфальтового куска трассы. Это сказывается и на стиле вождения и на подготовке спортсменов. Современное положение дел следующее - европейцы лучше едут по асфальту и в дождь, но тушуются на мега-трамплинах и грейдерах, которые популярны в Штатах. А спортсмены из США с их развитой школой мото- и суперкросса, в свою очередь показывают класс на оффроад-участках где не оставляют шансов спортсменам из Европы.
На сегодняшний день Европа по-прежнему лидирует в производстве супермотардов и разнообразии модельного ряда.