Ремонт пластиковой облицовки
Материал из Scooter FAQ.
Пластиковая облицовка скутера, к сожалению, не отличается особой прочностью.
Битая обшивка - типична ситуация после падения. Но не надо
расстраиваться - впереди много часов интересной работы - и скутер будет
как новый.
(Кто не работал с эпоксидной смолой, найдет здесь полное руководство. Кто работал, может быть, найдет интересные тонкости)
Итак, что нужно для работы:
- 1. Эпоксидная смола, отвердитель. (Вполне пойдет эпоксидный клей ЭПД из хозяйственного или авто-магазина)
- 2. Лента серпянка, метров пять (в любом стоительном магазине) или стеклоткань (смотри ниже) На самый крайняк - прочная ткань.
- 3. Касторовое масло (в загородной аптеке, в Москве, увы, - касторка в капсулах) - желателно.
- 4. Ацетон
- 5. Напильник, водостойкая наждачная бумага (грубая, средняя, мелкая)
- 6. Виниловая изолента (не матерчатая ) или скотч.
- 7. Полиэтиленовая посуда, деревянные палочки, оструганые "под отвертку".
далее потребуется
- 8. Полиэфирная шпаклевка
- 9. Специальный грунт для пластика (аэрозоль).
- 10. Автоэмаль (аэрозоль).
Также, настоятельно рекомендуется:
- - резиновые перчатки (а то будет как в "Полицейской академии" :-))
- - респиратор или марлевая повязка, на крайняк - чистое полотенце (пластиковая пыль - страшная вещь!)
- - спирт или водка (самому отмываться от смолы)
- - куча чистых тряпок (для того же)
- - упругий сверток типа подушки, пойдет старая свернутая куртка или пальто. (зачем - см. ниже)
- - в конце - пару бутылок пива (optional)
1. Подготовим поверхности. Пока родителей нет дома, снятый
пластик тащим в душ и моем с простым стиральным порошком в горячей
воде. Вязкую масляную грязь лучше смыть растворителем (не бензином)
перед этим поцессом - иначе ванна или душевая кабина сильно пострадают.
Далее вытираем (можно папиным полотенцем) и сушим. После этого,
вооружившись мощной лампой, осматриваем поверхность. Обычно,
повреждений оказывается больше, чем это было видно до мытья и при
дневном свете.
Для начала определимся в типах повреждений. Обычно бывает четыре типа:
микротрещины, мелкие и крупные трещины, сколы на краях, и крупные
отколотые части (например, при падении или столкновении). Микротрещины
и мелкие трещинки сразу отмечаем фломастером - потом их можно случайно
не заметить.
Поврежденные места тщательно шкурим мелкой шкуркой, затем обезжириваем
ацетоном. Не игнорируйте этот процесс - это действительно сказывается
на прочности склейки. Отдельная песня - сколы на краях и углах. Берем
виниловую изоленту и клеим ее с НАРУЖНОЙ
стороны обшивки на место скола, как-бы создавая опалубку для смолы .
Матерчатую изоленту использовать нежелательно - она намертво схватится
со смолой, и потом ее придется сошкуривать. Не надо стараться точно
воссоздать форму отбитого кусочка - потом это сделает напильник и
полиэфирная шпаклевка. Крупные осколки ставим на свои места, приклеив
их скотчем (скотч - с НАРУЖНОЙ стороны!). Мелкие фрагменты можно выложить мозайкой на скотче (в puzzle играли?), а уже затем ставим на места.
В принципе - все. Приготовим смолу и серпянку.
2. Готовим смолу.
Берем баночку со смолой и ставим ее в теплую воду на несколько минут -
тогда ее будет легче выливать из банки. Берем посудинку (я использую
пластиковую крышку от кофе Nescafe Gold :-)) и льем в нее смолу.
Добавляем отвердитель из расчета 1 часть отверд. на 10 частей смолы и
очень серьезно перемешиваем деревянной палочкой. Далее вливаем 1-3
части касторового масла и опять мешаем (смесь сразу станет мутной - не
пугайтесь). Касторовое масло желательно, но не является необходимым -
она служит пластификатором, т.е. после застывания масса становится
более упругой и лучше держит вибрации.
Смолу можно немного разжижить, плеснув в нее перед смешиванием немного
ацетона. Не переберите с отвердителем - смесь может вспениться, и
придется начинать все сначала. О количестве. Состояние смеси, пригодное
для склейки, держится от 2 до 4 часов (в зависимости от температуры
воздуха и кол-ва отвердителя). Поэтому мешайте столько, сколько сможете
использовать за 2 часа.
Будет мало - намешаете еще.
И еще - ВСЕ делайте в резиновых перчатках. Смола -
Суперклей с большой буквы, и ваши руки для него не исключение. На
всякий случай, в первые 3-4 часа отмыть руки можно ацетоном, а лучше
всего - спиртом или водкой (если не жалко :)). Позже - придеться
шкурить (почти шутка...).
3. Клеим !!!
Дайте готовой смоле отстояться минут 10-15, чтобы вышли пузырьки воздуха - они вредны.
Все действо происходит со ВНУТРЕННЕЙ (не лицевой) стороны обшивки. Микро-
и мелкие трешины. Тут просто. Обильно мажем смолу на подготовленное
(см.выше) место и тщательно втираем в трещинки. Сверху кладем кусочек
серпянки, также мажем ее сверху и втираем в нее смолу. Кусочки серпянки
должны хорошо пропитаться и перекрывать друг-друга (можно
крест-накрест). Двух-трех слоев серпянки тут достаточно.
Средние и крупные трещины. Тут все ответственно. Тоже мажем, тоже
втираем в трещины. Тоже серпянка, только в 4-6 слоев, перекрывающих
друг-друга. Ширина шва склейки 5-10 см. Можно дать один слой с лицевой
стороны. В сильно нагруженых местах лучше, если вместо серпянки
использовать стеклоткань (кроме лицевой стороны).
Сколы на углах и краях. Мажем изоленту и прилегающий пластик смолой.
Серпянкой в несколько слоев делаем что-то вроде заплатки на дырке. Не
сремитесь полностью залить смолой щель между серпянкой и изолентой -
все равно часть смолы вытечет. Позже, эта "выбоина" уйдет под
шпаклевкой.
"Мозайка". Сидяшие мозайкой осколки на скотче, аккуратно, чтобы не
повредить "узор", мажем смолой и втираем в трещины. Можно налить чуть
разжиженой смолы, и пожождать, пока она сама впитается в трещины.
Серпянка (или, тут лучше стеклоткань) очень аккуратно кладется большими
заплатами в 3-4 слоя. Надежнее сделать это в два этапа - сначала
заливаем смолой, а спустя 16-20 часов, клеим стеклоткань.
Старайтесь избегать пузырьков воздуха и пустот. Не экономьте на смоле
(но и сильно не увлекайтесь) - мы НЕ КЛЕИМ в прямом смысле этого слова
(где, чем тоньше слой клея, тем лучше), а ДОБИВАЕМСЯ МОНОЛИТНОГО куска.
Пока все!
Теперь пьем первую бутылку пива, поминаем добрым словом Док.Коллапса, и идем отдыхать.
После всех операций, выдеживаем все наше хозяйство в течении 24 часов при температуре 18-25 градусов
Температура не критична, но следует помнить, что время отвердевания
увеличивается при низкой, и уменьшается при высокой температуре.
Нетерпеливым можно посоветовать духовку при 50-80 градусах. Главное -
чтобы сам пластик и скотч выдержали. В таком режиме полное отвердевание
длится 12-14 часов.
Внимание! НЕлипкая поверхность - не факт, что все отвердело.
4.Опять готовим поверхность. День второй. Был день и была
ночь. Осматриваем содеяное прошлым днем. Правильно склееные детали
должны быть монолитными на ощупь, прочными, в общем, внушать доверие.
Приступаем ко второй фазе работы.
Если прошлой части мы добивались прочности и "склеености", то сейчас мы
заботимся уже о внешнем виде нашего скуттера (навернувшийся спортбайк,
как правило, ремонту уже не подлежит, чoппер пластика не имеет вообще,
жалкая облицовка эндуро из жирной пластмассы и не крошится, -
следовательно ремонту подлежат только скуттера). Начнем...
Полиэфирная шпаклевка - двухкомпонентная субстанция, продается в
автозапчастях. По хим.составу и прочности подобна эпоксидной смоле,
непрозрачна, может иметь цвет, пахнет винилом. Идеально подходит под
наше мероприятие. Я использую совковую, стоит 20 р. на авторынке,
упакована в жестяную банку с высокой крышкой (под крышкой - тюбик
отвердителя). Классная вещь, рекомендую. Буржуйские ничем не лучше, но
стоят 60-80 р. Также, потребуется напильник, шкурка разного калибра,
респиратор (вспомните потом мои слова), и тот самый загадочный моток из
куртки или старого пальто.
Как я знаю, плоской обшивки у скутеров не бывает. Поэтому, чтобы не
повредить обшивку еще раз, уже своими руками, надо правильно
расположить пластик на столе. Кладем на стол моток из люмой куртки или
пальто и сверху надеваем деталь обшивки, например передний обтекатель.
Тряпье принимает форму детали и равномерно принимает все нагрузки от
наших рук. На лицевой поверхности видны подтеки смолы из трешин. Это
хорошо - значит смола точно попала внутрь трещин. Снимаем изоленту.
Одеваем респиратор, и аккуратно, сначала напильником, а затем шкуркой
удаляем подтеки. Также снимаем все задиры и швы "под ноль". Далее,
мелкой шкуркой тщательно шлифуем всю лицевую поверхность. Затем
приготовливаем шпаклевку (по инструкции, там все просто). Помните про
перчатки. Время схватывания оной - максимум 20 минут, поэтому готовим
понемногу и непосредственно перед работой. Шпателем, (удобно
использовать пластинку из толстой жесткой резины), выравниваем все
вмятины и неровности. Лунки и ямки на бывших сколах заполняем
шпаклевкой как-бы "с горкой". После первого прохода ждем около часа, и
смотрим, что получается. Где взяли лишку - сошкуриваем, недобор -
дошпаклевываем. Когда показалось, что все закончено, даем выдержку
часов на 12.
Шпаклевка должна затвердеть окончательно. Затем шлифуем все "нулевкой".
Поверхность должна быть гладкой на ощупь и иметь идеальную форму.
Надоело? В принципе, теперь можно покрасить краской из балончика и
спать спокойно.
Ниже - для ценителей и просто неленивых людей.
Грунт специально для пластика. Создает прочную основу для краски
и высвечивает неровности после шпаклевки. Продается в банках или
аэрозольной упаковке. Обычно темного цвета. Предпочтем аэрозоль.
Тонким слоем наносим на поверхность. Главное хорошо начать и закончить.
Делается так: хорошо взболтав, до стука шариков в баллоне, начинаем
распылять грунт на кусок картона, и плавно, но быстро переводим струю
грунта на окрашеваюмую поверхность. Старайтесь не лить много - будут
подтеки. Закончив, переводим струю на картон и только после этого
отпускаем кнопку балончика. Таким образом, вы не получите "плевка"
грунта в начале и конце распыления. Распылять надо с 20-30 см и под
прямым углом к поверхности. (Та же технология относится к любой краске
и грунтам, которые требуют распылкения).
Даем просохнуть и смотрим на результат. Сразу проявляются все мелкие
неровности и дефекты, не заметные ранее. Выступы сошкуриваем, впадины
также шкурим и шпаклюем. После исправления, грунтуем повторно. И так до
тех пор, пока все неровности не будут устранены. Закончив, даем
просохнуть около суток.
Окраска. Оптимально - отдать в покраску в автосервис. Там
специальное оборудование и геммороя меньше. Но нас радует процесс.
Извольте. Рекомендовать какую-либо краску не буду. Дело вкуса и опыта.
Замечу только, что любой метталик "фирменно" выглядит при "самопальном"
нанесении из балончика. Благо, сейчас его бывает до 30 цветов и
оттенков. Наносить надо очень тонкими, "прозрачными" слоями, но
несколько раз, давая полностью высохнуть каждому слою. Лучше это делать
при температуре 18-20 градусов. После покраски дайте как следует
просохнуть и, после, пройдитесь по обновленной "скорлупе"
автополиролью. Далее следует заключительная бутылка пива.
Вот собственно и все...
Примерная смета на материалы для тотального ремонта всех элементов (Цены авторынка у пл.Окружная)
-Смола ЭПД - 25 руб.
-Серпянка - 13 руб.
-Шкурка - 4 руб/лист
-Ацетон - 12 руб.
-Шпаклевка - 20 руб.
-Грунт - 140 руб/балончик
-Краска "метталик" - 110 руб/балончик
-перчатки силиконовые с подкладкой (удобные!) - 18 руб
-респиратор - 20 руб
-пиво "Балтика" 3 - 7 руб
Выходит около 30 баксов. Сравните со стоимостью нового комплекта облицовки в магазине.....
..... и одевайте перчатки!
Источник
Способ 2
Во первых, надо найти армирующий материал. Это бронзовая
сетка (я паял латунной), которая должна быть не слишком толстой,
нежесткой, но держать форму после деформации. Толщина - где-то 0,1-0,2
мм. На этом этапе, берем ноги в руки или, если жужик на ходу, суем его
под задницу и мчимся на рынок, прочесывать, так называемых, “дедов” в
поисках нужного материала. Почему, собственно, нужна бронза? Она хорошо
прогревается, паяется, не ржавеет. Я счел, что тем же параметрам
соответствует латунь (просто нашел такую сетку). Так же это может быть
медь. Видел сетку из нержавейки, но прогревается она хуже, да и
жестковата, хотя при наличии отсутствия других вариантов - она тоже
подойдет. С первым этапом вроде все.
Этап второй.
Собранный жужик паять неудобно, как минимум. Снимаем весь
пластик, который подлежит ремонту и моем его. С чистыми вещами работать
приятнее. Зачищаем все дефектные места до чистого пластика (сколы и
трещины по периметру, на расстоянии примерно мм 5 от края). Берем
армирующий материал (ту самую сетку) и нарезаем его на полоски шириной
7-10 мм. Желательно не использовать на этом этапе любимые мамины
маникюрные ножнички - она этого не оценит. Включаем в розетку
электропаяльник (что? нет паяльника? надо срочно найти!), который
помощней. Пока он греется, берем пластмасску, стараемся придать ей
первозданную форму, кладем на трещинку полоску сетки, перекрывая ее обе
стороны, и паяльником прижимаем последнюю к первой. Таким образом
пропаиваем все швы. Замечание. Начинать надо с ЛИЦЕВОЙ стороны. На
тонкой пластмассе с оборота выступит бугорок, который можно слегка
загладить паяльником. Толстую пластмассу можно пропаять и с оборота. На
шве лучше сделать ямку, чем оставить бугор - яма потом заполнится
шпатлевкой. Чтобы убрать бугор, придется повозиться больше. Далее следует шпатлевка и покраска - эти этапы не отличаются
от уже описанных и повторяться на них, думаю, нет особого смысла. При
работе с пластмассой, руки после бутерброда с колбасой, таранки,
селедки - лучше помыть, а не вытирать о детали. Работать нужно в хорошо
проветриваемом помещении - горячая пластмасса издает не очень полезные
испарения. Плюсы (по крайней мере для меня). Не увеличивается толщина
детали. Несложно придать детали первозданный вид даже с двух сторон - у
меня, например, передняя облицовка открыта с двух сторон. Скорость - за
день возможно пропаять и прошпаклевать полскутера. Минусы - мной пока
не отмечено, кроме того, что довольно сложно собирать мелкие осколки,
хотя и возможно.
Источник: http://www.scooter-faq.ru/index.php/%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B |